Что такое ВРЕМЯ?

 Vertex

Время - очень интересная проблема, заставляет задуматься. Насколько я понимаю, в физике есть масса моделей, работающих со временем, но ни одна не раскрывает его причину и смысл. Хочу попросить Вас поделиться ресурсами (понятными простому человеку) или вкратце рассказать о современных взглядах на этот вопрос. 

 

время - не более, чем понятие, определяющее, что причина предшествует следствию

Видимо проявление свойств материи, обуславливающих такое устройство мира, и есть время. Мы видим изменения материи, так? Но, изменения есть движение, движение невозможно без времени. Есть нечто, что есть время. Изменения не происходят, если не происходит само время!

Wpiter   

Время - такое же пространственное измерение, только несколько своеобразное.

Так как время такое же пространственное измерение, то и перемещаться по этому измерению можно.

Тут и действуют преобразования Лоренца, которые показывают, под каким углом друг к другу направлены вектора времени каждой системы отсчета.

Tosha

E-mail: Antoxa87@bk.ru
времени нельзя дать определение... Время является одним из тех первичных понятий, на котором строятся определения других. Это одно из тех немногих и неприятных понятий, которое основывается на общем понимании, но не поддается строгому определению.

Борис

мне кажется ( так же как и Эпикуру, жившему немного раньше) суть понятия время - это суть понятия "ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ СВЯЗИ" в материи, которая удерживает материю в ее сегодняшнем виде.

S

время в понятии причинно-следственной связи уже есть.

понятие времени уже скрыто присутствует в описании причинно-следственных связей, а потому не может быть определено с их помощью.

Гражданин Гадюкин
Контакт: dimidietrich@genion.de

Время - мера измерения изменений. Измерение - это придуманная умом условность, отдельно от нашего мышления в природе не существует.

Philosopher

1.   Следствие - это не то, что существует после причины а то, что существует в резулатате нее. «После» могут существовать миллионы вещей никак с причиной не связанных. Причина не только предшествует следствию, но и непосредственно, «в первом поколении» порождает его.

2. Причинно-следственые связи располагаются во времени, существуют в нем, но не могут его определять. Время независимо от них и будет течь, даже если некая причинно-следственная связь не возникнет.

3.  Сложность определения времени (как и всего остального) в том , что нет четких критериев самого определения, нет, так сказать, определения определения.

Дед

Размерность времени равна нулю.

Midas    Участник Клуба  

Время - функция преобразования координат эталонного, циклического процесса из системы измериний наблюдения в систему измерений наблюдателя. Т.о. время в современном распостранненом варианте является не фундаментальной величиной, а относительной

petruxa1

E-mail: petruxa1@list.ru

Суть времени в том, что никакого времени не сушествует.

Ark

любое определение базовых категорий, вроде точки в геометрии, единицы в матемтике, массы, заряда, времени и т.д. - всегда содержит в себе тавтологию типа "веревка есть вервие простое"... Время есть время.

Время есть мера необратимых изменений в мире... Надо только помнить, что определения по своей сути ничего не объясняют. Так, ярлычек, не более...

время - неотъемлемый атрибут пространства.

kdl

Время - просто одно из измерений пространства. Есть длина, ширина, высота и время...
Единственная разница - в тех трех измерениях мы можем перемещаться по своей воле, а в четвертом - нет... Просто такое свойство у нашего пространства-времени...

В некотором смысле, все объекты постоянно движутся вдоль оси времени "со скоростью света"...

Примерно так идет дискуссия и примерно такие высказываются мнения по проблематике Времени. Поскольку вопрос не раскрыт, то есть смысл подробнее остановиться на этом понятии. Естественно, начинать надо не с определения, а с той отправной точки, где возникает понятие Времени. Если не вдаваться религиозную метафизику и оставаться на почве реальности, то следует согласиться, что Время есть одно из "проявлений свойств материи", ибо ни с чем более реальная наука дело не имеет. При этом сразу следует обратить внимание на то, что утверждение: "Время - просто одно из измерений пространства", даже если под понятием "пространства" подразумевается пространство событий, есть забегание вперед, поскольку само понятие пространства не есть первичное, оно является вторичным, следственным, формируемым на основе все тех же "проявлений свойств материи", ибо только множественные отношения именно материальных систем и формируют абстракции их представлений, в том числе и пространственно-временные. Таким образом, предварительно следует внимательно разобраться, каким образом материя проявляет свои свойства. Это проявление единственно - через физические события. Де факто единственное, что является действительным предметом изучения науки, в том числе и физики - это физические события. Все остальное является набором абстракций, базирующемся на этом фундаменте реальности. Потому, любой, кто решает разобраться в той или иной абстрактной категории, должен, в первую очередь иметь ясные представления о реальном фундаменте, на базе которого и строится какая-то абстракция, то есть о физических событиях.

Итак, что представляет собой первичное, потому не определяемое, понятие - физическое событие. Его можно описать, как некое изменение состояния материи (среды), характеризующееся конечным числом конечных (ненулевых) параметров, хотя бы потенциально доступных для регистрации. Следует сразу указать важнейшие свойства физических событий, такие, как не пустую множественность, более того, множество событий больше единицы, и их различимость, любое физическое событие обладает уникальным, только ему присущим индивидуальным набором собственных инвариантных параметров. Конечно, любое конечное число конечных параметров можно дополнить неопределенным числом нулевых, неопределенным числом трансфинитных (неизмеримых, бесконечных) параметров, но это будет все та же очередная абстракция, а в базе есть только то, что есть - конечное число конечных (измеримых) параметров.

Исходя из этого следует сразу признать неверным традиционное представление физического события некой точкой в неком пространстве событий. Точка - по определению нуль-мерный объект и не имеет внутренних параметров. Все инварианты точки тождественно равны нулю, потому точки между собой неразличимы. Сущности, которыми являются физические события, наоборот, имеют конечное число конечных ненулевых инвариантов, более того, нет двух тождественных событий. Следовательно, представление события как точки не верно, физическое событие принципиально не точечно.

Поскольку событийное множество не только не пустое, но и больше единицы, то само это множество должно характеризоваться какими-то параметрами отношений между его элементами. Эти параметры отношений и характеризуются набором абстракций, к которым и относятся, в том числе и рассматриваемые, такие, как пространственно-временные отношения, причинно-следственные отношения, группировки по фундаментальным взаимодействиям и так далее. Другими словами, исходя из вышесказанного, можно сказать, что время есть некий особый тип абстракции, формируемый на основе отношений между физическими событиями, чем-то отличных от прочих, к примеру, пространственных. Для того, чтобы понять, как оно формируется, следует внимательно присмотреться к событийному множеству.

Вначале рассмотрим одно одиночное событие, безразлично какое, к примеру, событие поглощения фотона некой системой. Оно характеризуется целым рядом параметров, из которых мы выделим важнейшее - факт события является либо мнимым, либо действительным. Данный параметр может принимать только одно из двух возможных значений и исключает какие-либо промежуточные. Но, самым важным является то, что принятое (измеренное, зафиксированное, хотя бы потенциально) значение данного параметра является неизменным и независимым ни от какой системы отсчета. Соответственно, ни в какой системе отсчета параметр факта наличия события, к примеру, факт Вашего рождения, никаким ухищрением не может быть ни изменен, ни отменен. Если Вы вот сейчас читаете эти строки, то этот факт никаким способом отменить никто не может, даже если и пойти на откровенный подлог и заявить, да не читал я этого. Ложное заявление есть всего лишь утверждение о событии, но не само событие. Как первичная сущность действительное физическое событие обладает статусом ИСТИНА в любой системе, в отличие от безмерного множества утверждений.

Не менее важным является другой, уже внешний по отношению к конкретному физическому событию, но жестко связанный с предыдущим, параметр - относительное положение любого физического события по отношению к другим является неизменным. Тот же факт вашего рождения никаким образом невозможно сдвинуть или изменить относительно других событий. Вы можете считать свой возраст по любой системе отсчета, делать со своим обликом и здоровьем любые эксперименты, летать куда угодно с какой угодно скоростью, менять в паспорте любые даты, но само физическое событие - Ваше рождение -  никто никак и и ничем изменить не в силах.

Наконец, третий, столь же жестко связанный с первым, параметр - неизменность инвариантных свойств. Каждое конкретное событие, то же вышеупомянутое поглощение фотона, характеризуется рядом значений конкретных физических величин, такими как, к примеру, энергия взаимодействия. Однако, многие из них, в том числе и энергия взаимодействия, являются относительными, зависящими от выбранной системы отсчета. Поэтому в физике давно уже используются не относительные, не привязанные к данному измерителю параметры, а их комбинации, инвариантные к системе отсчета, к примеру, тот же вектор энергии-импульса взаимодействия. Эти инвариантные параметры данного физического события являются конечными и ненулевыми и, самое важное, неизменными. Нет способа каким-либо образом изменить значения инвариантных параметров.

Вот эти взаимосвязанные параметры и являются отправной точкой для формирования философского представления о такой понятийной категории, как Время.

Итак, что же мы на самом деле имеем?

Мы имеем событийное множество, образ которого имеет веские основания быть представленным как некое событийное поле, пространство событий. Какими же свойствами должен обладать этот образ, чтобы быть адекватным событийному множеству:

- пространство событий не может быть ограниченным. Это утверждение также тождественно утверждению о не существовании беспричинных событий. Следствием будет утверждение о неразрывности пространства событий, что адекватно утверждению о неразрывности причинно-следственных отношений.

- пространство событий должно быть лоренц-инвариантным. Другими словами, пространство событий не должно содержать особых, каким-то образом выделяемых точек. Ни с одной точкой пространства событий невозможно связать систему отсчета. Выделенными могут быть только их множества с конечными ненулевыми инвариантными параметрами. Свойства лоренц-инвариантных пространств изучены (Глинер "Раздувающаяся Вселенная и вакуумоподобное состояние физической среды" (УФН, 3, 2002) http://www.ufn.ru/ufn02/ufn02_2/Russian/r022e.pdf), как правило это - гиперболические пространства.

- в пространстве событий нет событий. Другими словами, пространство событий - абсолютно мертвое пространство, в котором ничего не может быть изменено (как, к примеру, в уже написанной книге). Ни одна точка пространства событий, ни одно их множество не может ни вдруг появиться, ни исчезнуть, ни переместиться, ни изменить свои параметры.

Если нет событий, то говорить о Времени применительно к пространству событий - бессмыслица. Абсолютного времени - не может быть.

Кстати, это - не попытка возрождения детерминизма. Любое, хотя бы потенциально выделяемое множество, должно обладать ненулевыми конечными инвариантными параметрами и только с точностью до значений этих инвариантных параметров можно получить и "точку" отсчета и соответствующие координатные значения любых измерений. Здесь, скорее наоборот, квантовая физика служит ярким подтверждением правильности выбираемого образа.

Ну, и где же наше Время?

Прежде, чем говорить о Времени, и для того, чтобы говорить о Времени, необходимо предварительно разобраться с материей и пространством, напомню об изначальном: "проявлении свойств материи".

Поскольку мы имеем образ событийного множества в виде некого поля, в котором события будут множествами, обладающими конечными ненулевыми инвариантными параметрами, то материя должна будет представлена только этими множествами и никак иначе. Это соответствует действительности - мы не можем исследовать, к примеру, электрон, непосредственно. Любой материальный объект мы исследуем опосредованно, через события его взаимодействия с другими материальными объектами, анализируя изменения их состояний в результате таких взаимодействий. Другого пути получения информации не существует. С этой точки зрения утверждение, типа: "мы имеем электрон", мягко говоря, не совсем корректно. На самом деле мы имеем последовательность событий, анализ которых позволяет создать образ взаимодействующего и меняющего свои состояния квантового материального объекта - электрона. Другими словами, и материя и все связанные с ней абстракции следующего уровня - пространство и время, на самом деле есть событийные множества, обладающие особыми характеристиками, позволяющими формировать соответствующие абстракции-понятия. проще всего понять, каким образом создается образ материального объекта: это будет последовательность событий (напоминаю, любая событийная последовательность неразрывна), в которой сохраняются внутренние инвариантные характеристики, соответствующие квантовым числам данной частицы, типа - масса покоя, спин, заряд и т.д. Более того, нет разрыва и в изменениях состояния образа частицы, что соответствует понятию причинно-следственных отношений. Это - первые и главные событийные последовательности.

Понятие пространственных отношений невозможно сформировать не приняв во внимание факта существования двух классов образов элементарных частиц: с нулевой массой покоя, и с ненулевой массой покоя. Поскольку эти классы взаимно ортогональны в едином пространстве, то из взаимное пересечение, при конечных собственных инвариантах является, неизбежным. Множественные отношения пересечений и формируют образ их пространственного взаимоположения. Поэтому представление событийного множества как пространства событий является корректным.

В таком пространстве событий при любом выборе тела отсчета, то есть при выборе событийной последовательности, "в которой сохраняются внутренние инвариантные характеристики, соответствующие квантовым числам данной частицы, типа - масса покоя, спин, заряд и т.д", автоматически системой отсчета выбирается и особое, выделенное направление, предопределенное положением событийной последовательности тела отсчета в пространстве событий. Это выделенное направление и мы называем осью Времени в данной системе отсчета. Поэтому Время не просто "одно из измерений пространства", а  "одно из измерений пространства", привязанное к определенной последовательности событий, носящее в физике название "тела отсчета". Сколько возможно тел отсчета, столько возможно и осей Времени. В физике это положение закреплено, как принцип относительности.

Если бы мы, выбрав это "особое" направление, выбрали бы еще и одно из событий из ее последовательности за начало отсчета, то отсутствие "реки Времени" стало бы очевидным. Однако мы предпочитаем мчаться вдоль этой оси, причем со скоростью света. Почему?

На самом деле здесь два вопроса:

1. Почему предпочитаем мчаться?

2. Почему со скоростью света?

Соответственно, имеется и два ответа:

1. Он элементарен: потому, что мы сами - всего лишь все те же событийные множества. Мы сами - часть пространства событий. Все наши действия, в том числе и все наши мысли - все это лишь локальное событийное множество. Мы не можем оказаться вне пространства событий и любая наша мысль элементарно раскладывается на однозначную последовательность элементарных физических событий, которые не изменимы. Это глубочайшая иллюзия нашего сознания, что хоть какую-то мысль мы можем передумать заново. Мы можем действительно сформулировать новую мысль, даже противоположную предыдущей, но по факту это будет новая последовательность событий, традиционно выражаясь - новая мысль на новом отрезке времени. Грубо говоря мы не можем "вылезти" из пространства событий, вернуться по оси времени назад, "влезть" в пространство и по-новому все передумать, пережить и так далее. Машина Времени невозможна потому нет событий в пространстве событий, как нет и особых точек, типа точек самопересечения, как нет и особых событий, имеющих сразу несколько разных значений инвариантных параметров.

Наша мысль - не вне событий и не событие, а последовательность событий и подсознательный образ "реки Времени" - всего лишь подсознательная констатация этого факта.

 Наше существование - фиксация в сознании себя и окружающей действительности именно как непрерывной, неразрывной последовательности событий. Существуем - значит "мчимся".

2. Не столь элементарен и связан как с существованием двух главных больших классов событийных последовательностей: с нулевой массой покоя, и с ненулевой массой покоя, так и с гиперболическими свойствами лоренц-инвариантных пространств. Все дело в том, что метрика гиперболических пространств знакопеременна, к примеру, одно из простейших гиперболических пространств - плоскость Минковского имеет метрику (1;-1). Любое гиперболическое пространство имеет по крайней мере один действительный и один мнимый репер, потому в них, в отличие от евклидовой геометрии, весьма актуальным является вопрос преобразований при переходе от одной системы отсчета к другой. Из всего своеобразия гиперболических преобразований нам, в частности, особо интересен тот факт, что единственным сохраняющимся (общим) направлением в их системах координат является изотропное направление. С какой бы скоростью не перемещались бы относительно друг друга тела отсчета, наклон изотропного направления для всех, без исключения систем отсчета, один и тот же. Этот наклон отражает уже фундаментальный геометрический и глубочайший философский принцип одинакового соотношения действительного и мнимого реперов (времени и пространства) в любой системе отсчета. А одинаковость скорости света в любой системе отсчета с одинаковыми единичными реперами – опять же всего лишь следствие этого факта. Поскольку пространственный образ событийного поля формируется на основе пересечений событийных последовательностей с нулевой массой покоя и с ненулевой массой покоя, то есть пересечений изотропных и неизотропных осей, то принцип преобразования, сохраняющий одинаковое соотношение действительного и мнимого реперов и выражается появлением в формулах константы С. Другими словами, с помощью константы С мы приводим во взаимное соответствие чисто отсчетное деление событийных параметров на действительные и мнимые, пространственные и временные, потому как на деле такого "деления" нет, это - эффект системы отсчета.

Однако, в этом "Временном вопросе" есть еще один "подводный камень". Он носит название - Стрела Времени. Для нашего сознание незыблемой аксиомой является, что время не просто течет, не просто "со скоростью света", но еще и в строго определенном направлении - от прошлого к будущему. Так ли это?

Нет, не так. Стрела Времени - одна из иллюзий, образов сознания, как и "река времени".

Все дело опять же в гиперболических свойствах лоренц-инвариантных пространств. К примеру, та же гиперплоскость Минковского, в отличие от евклидовой плоскости, одному выбранному направлению имеет не одно, а целых три ортогональных оси. К примеру, оси времени перпендикулярны не только пространственная ось, но и две изотропные оси. В этом и заключена разгадка понятия Стрелы Времени.

Вопрос в том, что является для нас информационным источником. Ответ, естественно, был дан уже в самом начале - физические события и ничего, кроме них. С точки зрения физика любое физическое событие есть фиксация тем или иным образом результата взаимодействия интересующего нас физического объекта с переносчиком взаимодействия, либо его излучение, либо его поглощение. С нашей, философской точки зрения, каждое из этих физических событий есть особая, потому и выделяемая, область пространства событий, характеризуемая наличием взаимоувязанных изменений в инвариантных параметрах локальностей. С точки зрения геометра в этой области происходит изгиб не изотропных локальностей и завершение изотропных. При это геометр особо обратил бы наше внимание на то, что пространство событий не является плоским, соответственно, вектора, сонаправленные изотропным локальностям в их начале и их конце, не являются коллинеарными. С точки зрения физика это означает, что, к примеру, такой переносчик электромагнитного взаимодействия, как фотон, в точке излучения и в точке поглощения немножко разный (красное смещение). С нашей, философской точки зрения, это означает, что всегда есть разница между изменениями в инвариантных параметрах локальностей в зависимости от изотропного направления. А для многомерного пространства к этому еще прибавляется разница в пространственных направлениях. Для сознания эта разница является информационной. Даже не для сознания, а еще для входных сенсоров одно из изотропных направлений ( грубо говоря - свой генератор) является опорным, другое (опять же грубо - входные сигналы) - информационным. По самому принципу формирования информационного сигнала сознание не может не различать эти направления, не формировать "Стрелу Времени".

Следует помнить, что стрела Времени есть понятие относительное, привязанное к данной системе отсчета. Потому заведомо обречены на неудачу все попытки "обмануть материю во времени". Любая элементарная частица будет "заранее знать, через какую из щелей ей следует пройти", потому как нет самого понятия Времени в пространстве событий, нет событий в пространстве событий, это - не строящаяся кирпич за кирпичом стена. Время - макропонятие, формируемое функционированием сложных многоустойчивых макросистем, а если точнее, информационных систем.

Понятие, следовательно, не является фундаментальным, к физике простых систем отношения не имеет, что и находит свое отражение в фундаментальных физических закономерностях.  Как абстрактные понятия, отражающие вполне определенные отношения между последовательностями физических событий, и пространство, и время имеют полное право на существование. Я отрицаю право их трактовки, как самостоятельных сущностей и в чем разница, надеюсь, пояснил.

Станислав Кравченко

 

 

Hosted by uCoz